Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №62»
городского округа Самара

269-35-84

443023, г. Самара,
ул. Промышленности, д. 297 «А»

Бабенко Татьяна Георгиевна

Методические разработки

«Проблемы управления детским садом в условиях ФГОС: взгляд руководителя»

Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 62» г.о. Самара
Татьяна Бабенко
 
Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, отвечающий самым современным требованиям.
 
Высказыванию китайского мыслителя и философа Конфуция «Чтоб ты жил в эпоху перемен - пожелание врагу»  более 2 тысяч лет, но оно актуально и сегодня…
 
Стаж моей педагогической работы - с 1973 года, руководителем дошкольным учреждением - с 1985 года. За это время к дошкольному образованию менялись требования много раз. И мы, педагоги - дошкольники столько же раз пересматривали свое отношение и видение к этим переменам.  Сейчас – опять мы переживаем изменения - внедрение ФГОС ДО: каждая категория работников на своем уровне по - своему…
 
Мне как руководителю ДОУ приходится сталкиваться с решением сложных управленческих задач и нести  большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. Знания, умения, методы работы, сформировавшиеся в прежних условиях, становятся недостаточными для решения новых задач, стоящих перед дошкольным учреждением. 
 
Под качеством управления дошкольным образовательным учреждением понимается совокупность свойств и признаков, определяющих его достоинство, высокосортность. И здесь особая роль уделяется управленческому мастерству. От моих  профессиональных умений,  способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.
 
Управленческая деятельность руководителя сложна и многогранна. Успешность её определяется различными факторами. Но основными являются ценности, которыми руководитель обладает и которые транслирует коллективу.
 
От меня зависят эмоционально-комфортные условия для работы, обеспечивает поддержку каждому ребёнку и члену коллектива, в самореализации, и саморазвитии. Перспективной линией в развитии системы управления выступает культура как основа построения образовательного процесса, взаимодействия всех субъектов образования и способов управленческой деятельности.
 
Какие же проблемы меня как руководителя достаточно большого дошкольного учреждения (Два корпуса с разными фактическими адресами на 13 групп, 3 из которых – для слабовидящих детей, 3 группы – для детей с общим недоразвитием речи)  ежедневно поджидают и какие трудности приходится преодолевать?

Это прежде всего

  •  проблема кадрового потенциала
  • проблема качества образования
  • проблема финансирования, а отсюда
  • проблема материально - технического обеспечения и
  • развитие предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО;
Поговорим о педагогических кадрах. Не каждый педагог  может быть от природы наделен готовыми профессиональными данными, реализующимися в ДОУ. А значит, его надо учить, так как сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов, как со стороны администрации дошкольного учреждения, так и со стороны самих воспитанников и их родителей. В то же время, как показывает практика, в профессиональном развитии педагогов дошкольного учреждения обозначились некоторые проблемы.
 
К ним можно отнести:
  • старение кадрового состава
  • неготовность некоторых педагогов к инновационной деятельности
  • недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном   развитии и передаче своего опыта работы
  • снижение престижа профессии воспитателя в связи с социальной незащищенностью
  • неготовность работать в условиях, предъявляемых федеральными государственными стандартами и требованиями
  • не все педагоги своевременно повышают квалификацию, в том числе используя дистанционное обучение.
Проведенный анализ кадрового потенциала нашего учреждения выявляет как позитивные, так и негативные тенденции, что позволяет перейти к следующей проблеме – качество образования  в условиях ФГОС ДО.
 
Наше дошкольное учреждение – это муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 62» городского округа Самара. В нашем детском садике 6 групп для детей с ОВЗ, а количество детей в этих группах, как известно, должно быть гораздо меньше (10 человек). В условиях нового финансирования: нормативного или подушевого, как еще говорят, списочный состав воспитанников в каждой возрастной группе  из расчета 2 кв.м. на ребенка гораздо больше, чем это было не так давно. Это создает определенные трудности в работе каждого  члена коллектива. В нашем  дошкольном учреждении находятся воспитанники  с разными стартовыми возможностями, а значит проблема  качества образования – одна из важных  и  определяется следующими составляющими: 
  • качеством реализации образовательного процесса через уровень достижений в воспитательно-образовательном процессе
  • качеством условий реализации образовательного процесса (грамотный выбор образовательных программ, их научно-методическое обеспечение, материально-техническая оснащённость образовательного процесса)
  • качеством управления дошкольного образовательного учреждения. 
Управление качеством образовательного процесса нашего дошкольного учреждения - это целенаправленное, комплексное и скоординированное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем в целях достижения наибольшего соответствия параметров развития образовательного процесса и его результатов соответствующим требованиям.
 
Специфика образования в дошкольном учреждении состоит в том, что оно, в отличие от школы, осуществляется в течение всего дня и не сводится только к учебным занятиям (необходимо научить ребенка мыть руки, правильно есть, вежливо вести себя в разных ситуациях, быть аккуратным, играть и сотрудничать с другими детьми и многому другому). Поэтому образовательную деятельность дошкольного учреждения свести к 3-4 часам практически невозможно. Столь же неприемлемо разделение родительской оплаты за содержание ребенка (в основном, питания, в котором так нуждаются сейчас многие дети) и бюджетного финансирования образования, которое  предусматривает: 
  • расходы на оплату труда работников
  • расходы на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы
  • расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогов и иные расходы, связанные  с реализацией и обеспечением     реализации    ООП ДО
  • расходы на содержание недвижимого имущества.
Необходимо заметить, что финансирование ДОУ осуществляется из нескольких источников: федеральное, региональное, муниципальное и внебюджетное (родительские средства и средства, полученные от оказания ПДОУ), что влечет за собой целевое использование денежных средств.
 
Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.
 
Именно поэтому, важной задачей на сегодняшний день становится осмысление особенностей развивающей среды, которая через свое содержание и свойства влияет на всестороннее развитие ребенка.  Так в группах общеразвивающей направленности и в группах  для детей с ограниченными возможностями здоровья пространственно-предметная развивающая среда будет отличаться.
Это связано не только со спецификой образовательного процесса воспитанников данных групп, но и с педагогическим потенциалом специалистов и воспитателей  групп для детей с ОВЗ.
 
Однако, не всякую среду, даже достаточно насыщенную различным материалом, можно назвать развивающей. Не все в окружении дошкольника является источником его психического развития, а только то, что обуславливает особое сочетание внутренних процессов психического развития и внешних окружающих условий.
 
В заключение хочется  вспомнить слова народной пословицы и с оптимизмом смотреть в будущее, ведь «дорогу осилит идущий…»

Печать E-mail