443023, г. Самара,
ул. Промышленности, д. 297 А

 

Методические разработки педагога-психолога
Буровой Натальи Александровны

Дидактическое пособие «Дикие животные»

Дидактическое пособие «Играйка»

Памятка для родителей в период адаптации ребенка к условиям детского сада от педагога-психолога

Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы малыш вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций

  1. постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу
  2. установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении
  3. будьте терпеливы
  4. формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены
  5. поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми
  6. когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно
  7. если увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия)
  8. говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения
  9. спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?» На вопрос «Почему ты это делаешь?» он ответит, когда подрастет
  10. каждый день читайте ребенку
  11. заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления: ведь лето – прекрасная пора для открытий
  12. занимайтесь с малышом совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте
  13. поощряйте любопытство
  14. не скупитесь на похвалу

Радуйтесь вашему малышу!

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду от педагога-психолога

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому постарайтесь придерживаться следующих рекомендаций:

  • приведите домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок
  • познакомьтесь с меню детского сада и введите в рацион питания малыша новые для него блюда
  • обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься в туалет. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок
  • расширяйте «социальный горизонт» ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми
  • сформируйте у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом
  • в первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку
  • планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день
  • для предупреждения нервного истощения рекомендуется делать в середине недели «выходной день» для малыша
  • в период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку
  • ребенок должен приходить в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью.

Рекомендации родителям тревожного ребенка

Педагог-психолог советует

Рекомендации родителям тревожного ребенка

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей. Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически - сдерживает свою внутреннюю энергию.

Как должны взрослые вести себя?

  1. Родители, ежедневно отмечайте успехи вашего ребенка и сообщайте о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина)
  2. Откажитесь от слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак»), даже если вы очень раздосадованы и сердиты
  3. Не требуйте от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под вашим нажимом, то это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление
  4. Снизьте количество замечаний. Попробуйте в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку, а вечером перечитайте этот список. Скорее всего, вы поймете, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку
  5. Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: «Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!». Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будете больше разговаривать с ребенком, помогать ему, выражать свои мысли и чувства словами
  6. Ласковые прикосновения помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства
  7. Будьте единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу
  8. Научите ребенка упражнениям на релаксацию, это поможет малышу снять мышечное напряжение
  9. Обратите внимание, прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявляйте требования к ребенку.

Родительское собрание по профилактике причин детского непослушания

- Ко мне на индивидуальное консультирование очень часто родители приходят с вопросами: «Мой ребенок капризничает, как быть?» или «Мой ребенок не слушается, что делать?» И поэтому сегодня на этой встрече, я решила рассказать вам о причинах детского непослушания.

- Наши дети, наши маленькие солнышки – это наше большое счастье, наша радость; и наше переживание, когда дети вдруг перестают нас слушаться. Их поведение становится не предсказуемым и это нас заводит в тупик. И мы взрослые стоим, опустив руки, и не знаем почему ребенок не слушается, как вести себя с ним, что сказать, как поступить?

Так каковы причины непослушания?

Их на самом деле несколько

  • ревность
  • соперничество
  • желание быть в центре внимания
  • страх расставаться с родителями и т.д.

Своевременное их предугадывание поможет избежать многих конфликтов.

Разберем их по порядку.

Страх расставания с родителями

Маленький ребенок чувствует себя комфортно только тогда, когда рядом кто-то из взрослых есть. Если его оставляют одного, то он начинает плакать.

Способ разрешения ситуации: любовь, нежность, понимание взрослым состояния ребенка, помогут ему преодолеть этот страх.

Требуют внимания к себе

Дети непросто требуют, они жаждут внимания и любви. Детям, которым не хватает внимания взрослого хвостиком ходят за родителями, которые только пришли с работы и очень устали. Не получив от родителей отклика дети начинают привлекать к себе внимание другими способами: криком, истерикой, капризами и непослушанием.

Способ решения ситуации: обнимите, поцелуйте и поиграйте с ребенком максимум 30 минут и он будет очень доволен и будет чувствовать себя нужным и любимым.

Ревность

Мама обратила свой взор на кого-то другого. И тут вход идут все доступные средства. Может даже дело дойти и до укусов мамы. После такого взрослые точно обратят на меня внимание.

Гиперопека

Обычно от гиперопеки страдают те дети, мамы которых посвятили всю свою жизнь воспитанию любимого чадо. Пока ребенок совсем маленький – это не проблема, но, когда ребенок взрослеет и требует самостоятельности, а мама не отпускает (не может преодолеть психологический барьер отпускания ребенка), начинается период непослушания, истерик, скандалов, непослушания.

Способ решения проблемы: надо психологически отпустить ребенка. Это очень важно для его взросления, для его становления как личности. Следует помнить, что психологически отпускать ребенка надо после каждого возрастного этапа. И особенно важно, отпустить ребенка совсем, мальчиков, к 26 годам.

Усталость и болезнь

Откуп от детей

Взрослые не имея времени и желания заниматься с ребенком просто откупаются от него дорогими и не очень подарками. Постепенно дети привыкают к этому. И вдруг взрослый забыл принести подарок, реакция ребенка может быть непредсказуемой (плеваться, кусаться, кричать). А причина в одном – хочу внимания, любви и ласки.

Чувство разочарования

Ребенок устроен так, его умственное развитие опережает физическое. Он хорошо понимает, что нужно делать, но пока физически это действие не получается – плохая координация движения. Ребенка это не утешает. Взрослый начинает ругать ребенка.

Способ решения проблемы: постарайтесь не ругать, а постарайтесь помочь ребенку.

Неуверенность ребенка в себе

Взрослый постоянно говорит, что глубоко разочарованы в действиях ребенка, что ждали от него большего. После таких слов неуверенность в ребенке будет только возрастать. И однажды наступит момент, когда ребенок ответит непослушанием и протестом.

Способ решения ситуации: родители радуйтесь малейшему достижению ребенка. Спрячьте подальше свои ожидания. Принимайте ребенка таким какой он есть и радуйтесь его достижениям. Только тогда вы откроете уверенность в себе у ребенка.

Сказка о вредной и полезной пище

Шагал солдат на побывку домой: близко ли коротко ли, далеко ли долго ли, только вот проголодался служивый и немного устал. Огляделся солдат и видит на опушке леса избушка стоит на куриных ножках, слапки на лапку переминается, а в избушке старушка живет. Смотрит на солдата и почему-то принюхивается.

- А, говорит, - солдатик! Чую человеческим духом пахнет. Заходи, ужинать будем.

Солдат обрадовался. Зашел солдат в избушку и удивился:

- Мать честная, курица лесная, куда это я попал? Это же не простая избушка и старушка тоже непростая, а настоящая Бабка Яга костяная нога.

А Баба Яга кричит:

- Ты, соколик, не робей, усаживайся на лопату и полезай ко мне в печку. И не надо упираться. Сейчас я тебя зажарю и поужинаю тобой с удовольствием.

- А не обманываешь? – прищуривается солдат.

- Говоришь, кушать нечего? Вот только обманывать нехорошо. Вот пила у тебя на стене висит. Неужели ты про нее забыла?

- Шутишь, ты ли, солдатик? - возмутилась старуха. - Пила несъедобная. Ладно, хватит мне тут голову морочить, живо полезай в печку.

Только солдат Бабу Ягу не слушает.

- Ты, бабушка, вместо того, чтобы ругаться, лучше кастрюлю дай мне, да побольше, и скажи, где водицы ключевой набрать? Я сейчас кашу из пилы варить буду. Каша – это еда полезная, ни то чтобы чипсы какие-нибудь или кока кола неизвестно из чего сделанная.

- Ладно, солдатик, - говорит Баба Яга. – Посмотрим, что у тебя выйдет?

Поставил солдат кастрюлю на огонь, положил в нее пилу и стал варить. Варит-варит, варит-варит, а Бабе Яге не терпится.

- Ну что, миленький, сварилась пила или как?

Попробовал солдат и говорит:

- Что-то не хватает, может быть, соли положить?

Принесла Баба Яга соль. Посолил солдат воду, попробовал и говорит:

- Ну и вкуснятина!

- А мне, мне, - скачет Баба Яга на одной ножке.

- Тебе? Боюсь, что тебе не достанется. Больно малапила. Мне самому на один зуб. А нет ли у тебя, бабуся, пилы побольше?

- Нету, милый, – вздохнула Баба Яга. – Бензопила есть. Может быть она подойдет?

Задумался солдат и говорит:

- Нет, не подойдет. Она в кастрюлю не влезет. Может быть, у тебя крупа какая-нибудь есть?

- Есть, есть! – обрадовалась старушка.

Достала бабка крупы из ступы, и ссыпали ее в кастрюлю. Солдат помешал, попробовал и говорит:

- Готово. Накрывай на стол, бабуся! Да масло не забудь. Кашу маслом не испортишь.

Ест Баба Яга кашу и нахваливает солдата. А солдат и рад, что сам наелся и научил Бабу Ягу правильно питаться.

Рекомендации

  1. Откажитесь от определенных видов пищи
  2. Полезные продукты питания необходимо держать под рукой
  3. Нельзя делить пищу на «хорошую» и «плохую»(расскажите ребенку, что постный белок, например, мясо индейки, а также кальций, содержащийся в молочных продуктах, дают силы для занятия спортом. Антиоксиданты, содержащиеся во фруктах и овощах, делают кожу сияющей, а волосам придают блеск. А здоровый завтрак поможет быть внимательным на занятиях)
  4. Необходимо хвалить своих детей за выбор здоровой пищи
  5. Не ругайте ребенка, если он выберет не слишком полезную пищу (если ребенок выбирает жирную, жареную, вредную для здоровья пищу, лучше всего перенаправить его внимание, предложив ему более здоровые продукты)
  6. По вечерам устраивайте семейные ужины (если в вашей семье нет такой традиции, ее обязательно надо установить).

Учимся жить рядом с гиперактивным ребенком, и учим жить его!

  1. Если вы заметили у ребенка признаки гиперактивности, обратитесь к врачу, чтобы он установил причины, назначил лечение.
  2. Постоянно контролируйте его. К примеру, гиперактивный ребенок не будет спокойно сидеть в очереди в поликлинику, а станет носиться по коридорам. Не сдерживайте его, иначе будет вспышка агрессии. Ведь ему нужно двигаться. Возьмите малыша за руку и ходите с ним по коридорам, рассматривайте цветы, посидите на разных стульчиках. Превратите ожидание в игру.
  3. У ребенка должен быть распорядок дня, который нельзя нарушать ни в выходные, ни в праздники. Активному организму проще успокоиться в определенном ритме.
  4. У всех игр должны быть четкие правила. Следуя им, ребенок приучается подчиняться нормам общества. В школе без этого не обойтись.
  5. Родители собственным примером должны показывать, как нужно себя вести в разных ситуациях. К примеру, уметь сдерживать мысли, чувства, желания, слова в ответ на внешний раздражитель. Например, вас случайно, толкнули в очереди или в общественном транспорте, не бросайтесь на «обидчика» с обвинениями и тумаками.
  6. Гуляйте с ребенком на свежем воздухе, занимайтесь спортом, направляйте активность в позитивное русло. Чередуйте подвижные и спокойные игры. Малыш должен понимать различия.
  7. Ставьте перед ребенком цели, но они должны быть краткосрочными и без труда выполнимыми. К примеру, не просто гуляйте на улице, а укажите задачу – собрать пять березовых листочков и еще семь дубовых. Потом спокойно погуляйте, затем переключитесь на подвижные игры.
  8. Оберегайте ребенка от переутомления, шумных мероприятий, больших компаний. Приглашайте домой не больше двух друзей малыша, избегайте беспокойных приятелей – как его, так и своих.
  9. Хвалите ребенка сразу после того, как он совершил хороший поступок, и ругайте, когда сделал что-то плохое. Не откладывайте на потом: он уже забудет о сделанном и не усвоит урок.
  10. Рассказывайте ребенку, какими вы были в детстве, во что любили играть, как справлялись с чувствами и желаниями.

Если следовать данным рекомендациям, то, как правило, гиперактивность к началу подросткового возраста бесследно проходит.

Печать E-mail