Методические разработки педагога-психолога
Буровой Натальи Александровны
Квест-игра «Путешествие в страну чувств и эмоций»
Дидактическое пособие «Дикие животные»
Дидактическое пособие «Играйка»
Памятка для родителей в период адаптации ребенка к условиям детского сада от педагога-психолога
Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы малыш вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций
- постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу
- установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении
- будьте терпеливы
- формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены
- поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми
- когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно
- если увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия)
- говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения
- спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?» На вопрос «Почему ты это делаешь?» он ответит, когда подрастет
- каждый день читайте ребенку
- заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления: ведь лето – прекрасная пора для открытий
- занимайтесь с малышом совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте
- поощряйте любопытство
- не скупитесь на похвалу
Радуйтесь вашему малышу!
Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду от педагога-психолога
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому постарайтесь придерживаться следующих рекомендаций:
- приведите домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок
- познакомьтесь с меню детского сада и введите в рацион питания малыша новые для него блюда
- обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься в туалет. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок
- расширяйте «социальный горизонт» ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми
- сформируйте у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом
- в первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку
- планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день
- для предупреждения нервного истощения рекомендуется делать в середине недели «выходной день» для малыша
- в период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку
- ребенок должен приходить в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью.
Рекомендации родителям тревожного ребенка
Педагог-психолог советует
Рекомендации родителям тревожного ребенка
Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей. Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически - сдерживает свою внутреннюю энергию.
Как должны взрослые вести себя?
- Родители, ежедневно отмечайте успехи вашего ребенка и сообщайте о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина)
- Откажитесь от слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак»), даже если вы очень раздосадованы и сердиты
- Не требуйте от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под вашим нажимом, то это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление
- Снизьте количество замечаний. Попробуйте в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку, а вечером перечитайте этот список. Скорее всего, вы поймете, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку
- Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: «Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!». Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будете больше разговаривать с ребенком, помогать ему, выражать свои мысли и чувства словами
- Ласковые прикосновения помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства
- Будьте единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу
- Научите ребенка упражнениям на релаксацию, это поможет малышу снять мышечное напряжение
- Обратите внимание, прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявляйте требования к ребенку.
Родительское собрание по профилактике причин детского непослушания
- Ко мне на индивидуальное консультирование очень часто родители приходят с вопросами: «Мой ребенок капризничает, как быть?» или «Мой ребенок не слушается, что делать?» И поэтому сегодня на этой встрече, я решила рассказать вам о причинах детского непослушания.
- Наши дети, наши маленькие солнышки – это наше большое счастье, наша радость; и наше переживание, когда дети вдруг перестают нас слушаться. Их поведение становится не предсказуемым и это нас заводит в тупик. И мы взрослые стоим, опустив руки, и не знаем почему ребенок не слушается, как вести себя с ним, что сказать, как поступить?
Так каковы причины непослушания?
Их на самом деле несколько
- ревность
- соперничество
- желание быть в центре внимания
- страх расставаться с родителями и т.д.
Своевременное их предугадывание поможет избежать многих конфликтов.
Разберем их по порядку.
Страх расставания с родителями
Маленький ребенок чувствует себя комфортно только тогда, когда рядом кто-то из взрослых есть. Если его оставляют одного, то он начинает плакать.
Способ разрешения ситуации: любовь, нежность, понимание взрослым состояния ребенка, помогут ему преодолеть этот страх.
Требуют внимания к себе
Дети непросто требуют, они жаждут внимания и любви. Детям, которым не хватает внимания взрослого хвостиком ходят за родителями, которые только пришли с работы и очень устали. Не получив от родителей отклика дети начинают привлекать к себе внимание другими способами: криком, истерикой, капризами и непослушанием.
Способ решения ситуации: обнимите, поцелуйте и поиграйте с ребенком максимум 30 минут и он будет очень доволен и будет чувствовать себя нужным и любимым.
Ревность
Мама обратила свой взор на кого-то другого. И тут вход идут все доступные средства. Может даже дело дойти и до укусов мамы. После такого взрослые точно обратят на меня внимание.
Гиперопека
Обычно от гиперопеки страдают те дети, мамы которых посвятили всю свою жизнь воспитанию любимого чадо. Пока ребенок совсем маленький – это не проблема, но, когда ребенок взрослеет и требует самостоятельности, а мама не отпускает (не может преодолеть психологический барьер отпускания ребенка), начинается период непослушания, истерик, скандалов, непослушания.
Способ решения проблемы: надо психологически отпустить ребенка. Это очень важно для его взросления, для его становления как личности. Следует помнить, что психологически отпускать ребенка надо после каждого возрастного этапа. И особенно важно, отпустить ребенка совсем, мальчиков, к 26 годам.
Усталость и болезнь
Откуп от детей
Взрослые не имея времени и желания заниматься с ребенком просто откупаются от него дорогими и не очень подарками. Постепенно дети привыкают к этому. И вдруг взрослый забыл принести подарок, реакция ребенка может быть непредсказуемой (плеваться, кусаться, кричать). А причина в одном – хочу внимания, любви и ласки.
Чувство разочарования
Ребенок устроен так, его умственное развитие опережает физическое. Он хорошо понимает, что нужно делать, но пока физически это действие не получается – плохая координация движения. Ребенка это не утешает. Взрослый начинает ругать ребенка.
Способ решения проблемы: постарайтесь не ругать, а постарайтесь помочь ребенку.
Неуверенность ребенка в себе
Взрослый постоянно говорит, что глубоко разочарованы в действиях ребенка, что ждали от него большего. После таких слов неуверенность в ребенке будет только возрастать. И однажды наступит момент, когда ребенок ответит непослушанием и протестом.
Способ решения ситуации: родители радуйтесь малейшему достижению ребенка. Спрячьте подальше свои ожидания. Принимайте ребенка таким какой он есть и радуйтесь его достижениям. Только тогда вы откроете уверенность в себе у ребенка.
Сказка о вредной и полезной пище
Шагал солдат на побывку домой: близко ли коротко ли, далеко ли долго ли, только вот проголодался служивый и немного устал. Огляделся солдат и видит на опушке леса избушка стоит на куриных ножках, слапки на лапку переминается, а в избушке старушка живет. Смотрит на солдата и почему-то принюхивается.
- А, говорит, - солдатик! Чую человеческим духом пахнет. Заходи, ужинать будем.
Солдат обрадовался. Зашел солдат в избушку и удивился:
- Мать честная, курица лесная, куда это я попал? Это же не простая избушка и старушка тоже непростая, а настоящая Бабка Яга костяная нога.
А Баба Яга кричит:
- Ты, соколик, не робей, усаживайся на лопату и полезай ко мне в печку. И не надо упираться. Сейчас я тебя зажарю и поужинаю тобой с удовольствием.
- А не обманываешь? – прищуривается солдат.
- Говоришь, кушать нечего? Вот только обманывать нехорошо. Вот пила у тебя на стене висит. Неужели ты про нее забыла?
- Шутишь, ты ли, солдатик? - возмутилась старуха. - Пила несъедобная. Ладно, хватит мне тут голову морочить, живо полезай в печку.
Только солдат Бабу Ягу не слушает.
- Ты, бабушка, вместо того, чтобы ругаться, лучше кастрюлю дай мне, да побольше, и скажи, где водицы ключевой набрать? Я сейчас кашу из пилы варить буду. Каша – это еда полезная, ни то чтобы чипсы какие-нибудь или кока кола неизвестно из чего сделанная.
- Ладно, солдатик, - говорит Баба Яга. – Посмотрим, что у тебя выйдет?
Поставил солдат кастрюлю на огонь, положил в нее пилу и стал варить. Варит-варит, варит-варит, а Бабе Яге не терпится.
- Ну что, миленький, сварилась пила или как?
Попробовал солдат и говорит:
- Что-то не хватает, может быть, соли положить?
Принесла Баба Яга соль. Посолил солдат воду, попробовал и говорит:
- Ну и вкуснятина!
- А мне, мне, - скачет Баба Яга на одной ножке.
- Тебе? Боюсь, что тебе не достанется. Больно малапила. Мне самому на один зуб. А нет ли у тебя, бабуся, пилы побольше?
- Нету, милый, – вздохнула Баба Яга. – Бензопила есть. Может быть она подойдет?
Задумался солдат и говорит:
- Нет, не подойдет. Она в кастрюлю не влезет. Может быть, у тебя крупа какая-нибудь есть?
- Есть, есть! – обрадовалась старушка.
Достала бабка крупы из ступы, и ссыпали ее в кастрюлю. Солдат помешал, попробовал и говорит:
- Готово. Накрывай на стол, бабуся! Да масло не забудь. Кашу маслом не испортишь.
Ест Баба Яга кашу и нахваливает солдата. А солдат и рад, что сам наелся и научил Бабу Ягу правильно питаться.
Рекомендации
- Откажитесь от определенных видов пищи
- Полезные продукты питания необходимо держать под рукой
- Нельзя делить пищу на «хорошую» и «плохую»(расскажите ребенку, что постный белок, например, мясо индейки, а также кальций, содержащийся в молочных продуктах, дают силы для занятия спортом. Антиоксиданты, содержащиеся во фруктах и овощах, делают кожу сияющей, а волосам придают блеск. А здоровый завтрак поможет быть внимательным на занятиях)
- Необходимо хвалить своих детей за выбор здоровой пищи
- Не ругайте ребенка, если он выберет не слишком полезную пищу (если ребенок выбирает жирную, жареную, вредную для здоровья пищу, лучше всего перенаправить его внимание, предложив ему более здоровые продукты)
- По вечерам устраивайте семейные ужины (если в вашей семье нет такой традиции, ее обязательно надо установить).
Учимся жить рядом с гиперактивным ребенком, и учим жить его!
- Если вы заметили у ребенка признаки гиперактивности, обратитесь к врачу, чтобы он установил причины, назначил лечение.
- Постоянно контролируйте его. К примеру, гиперактивный ребенок не будет спокойно сидеть в очереди в поликлинику, а станет носиться по коридорам. Не сдерживайте его, иначе будет вспышка агрессии. Ведь ему нужно двигаться. Возьмите малыша за руку и ходите с ним по коридорам, рассматривайте цветы, посидите на разных стульчиках. Превратите ожидание в игру.
- У ребенка должен быть распорядок дня, который нельзя нарушать ни в выходные, ни в праздники. Активному организму проще успокоиться в определенном ритме.
- У всех игр должны быть четкие правила. Следуя им, ребенок приучается подчиняться нормам общества. В школе без этого не обойтись.
- Родители собственным примером должны показывать, как нужно себя вести в разных ситуациях. К примеру, уметь сдерживать мысли, чувства, желания, слова в ответ на внешний раздражитель. Например, вас случайно, толкнули в очереди или в общественном транспорте, не бросайтесь на «обидчика» с обвинениями и тумаками.
- Гуляйте с ребенком на свежем воздухе, занимайтесь спортом, направляйте активность в позитивное русло. Чередуйте подвижные и спокойные игры. Малыш должен понимать различия.
- Ставьте перед ребенком цели, но они должны быть краткосрочными и без труда выполнимыми. К примеру, не просто гуляйте на улице, а укажите задачу – собрать пять березовых листочков и еще семь дубовых. Потом спокойно погуляйте, затем переключитесь на подвижные игры.
- Оберегайте ребенка от переутомления, шумных мероприятий, больших компаний. Приглашайте домой не больше двух друзей малыша, избегайте беспокойных приятелей – как его, так и своих.
- Хвалите ребенка сразу после того, как он совершил хороший поступок, и ругайте, когда сделал что-то плохое. Не откладывайте на потом: он уже забудет о сделанном и не усвоит урок.
- Рассказывайте ребенку, какими вы были в детстве, во что любили играть, как справлялись с чувствами и желаниями.
Если следовать данным рекомендациям, то, как правило, гиперактивность к началу подросткового возраста бесследно проходит.